Утилизационный сбор для производителей

Ответственность авансом: предприятия будут платить сбор за утиль

Утилизационный сбор для производителей

С 2017 года предприятия начинают платить утилизационный сбор

1 января страна вступила в Год экологии.

С этой же даты начинается отсчет экологического сбора за утилизацию упаковки и утративших потребительские свойства вещей, который отныне должны платить производители и импортеры товаров.

Утилизационный сбор, по замыслу авторов инициативы, должен послужить одним из источников средств для создания в стране и регионах новой инфраструктуры обращения с отходами.

Время на моральную подготовку к введению нового вида отчислений в казну у производителей было: изменения в закон «Об отходах потребления и производства» были внесены еще в декабре 2014-го; в сентябре 2015 г.

был утвержден перечень из 36 групп товаров, на производителей которых распространяется новая норма, тогда же были утверждены и нормативы утилизации упаковки для предприятий (в 2015-м они были нулевыми для всех; в 2016-м составляют от 0 до 15% от общего объема использованной в производстве товаров упаковки; нормативы на 2017 г. составляют уже от 5 до 20%).

В апреле прошлого года ставки были окончательно утверждены, и с принятием подзаконного акта у будущих плательщиков появилась возможность рассчитать окончательную сумму сбора, подлежащую уплате за 2016 год.

Экологический сбор будут платить производители практически всего — предприятия, выпускающие санитарно-гигиенические изделия, текстиль, ковры, лампы, туалетные принадлежности, шины, нефтепродукты, компьютеры, электронную и бытовую технику и т. д. В общей сложности, как мы уже сказали, 36 групповых позиций. Кроме того, обязанность по уплате нового сбора легла на тех, кто пакует свои товары в бумагу, пластик и стекло.

Экологический сбор будут платить производители практически всего — предприятия, выпускающие санитарно-гигиенические изделия, текстиль, ковры, лампы, туалетные принадлежности, шины и т.д. Фото tatneft.ru

Сбор либо ответственность

Ставки утилизационного платежа, рассчитанные исходя из средних затрат на сбор, перевозку и утилизацию отжившей свое продукции, а также из предполагаемых затрат на создание объектов необходимой для этого инфраструктуры, достаточно серьезные.

Самая высокая финансовая нагрузка в этой части ляжет на производителей аккумуляторных батарей — они обязаны платить по 33476 рублей за тонну. 26469 рублей за утилизацию своей продукции обязаны заплатить производители электронной техники.

Утилизация бумажной упаковки стоит 2378 рублей за тонну, пластиковой — 3844 рубля, стеклянной — 2564 рубля.

У производителей, впрочем, есть выбор, причем довольно богатый.

Предприятие может отказаться от уплаты экосбора, взяв на себя так называемую расширенную ответственность производителя, в рамках которой должна быть организована самостоятельная утилизация товаров и упаковки.

Еще один вариант — организация вместе с другими компаниями своего рода «профсоюза», от имени которого и будут заключаться договоры на утилизацию утративших потребительские свойства товаров и упаковки с региональным оператором.

Министерство природных ресурсов и экологии, выступившее (кстати, в период действия моратория на введение новых налогов; формально, впрочем, экологический сбор налогом не является) инициатором введения нового вида отчислений, предсказывает, что по итогам 2016 г.

сумма соответствующих поступлений в бюджет составит 2—3 млрд рублей, хотя реализация одной только татарстанской территориальной схемы обращения с отходами потребует инвестиций на уровне 25 млрд рулей. В каком объеме будут собраны средства, станет ясно после 15 апреля — это крайняя дата внесения платежа за 2016 г.

(декларацию о количестве произведенной продукции и использованной упаковки компании должны предоставить в ведомство до 1 апреля).

Похоже, в какую сумму обойдется товаропроизводителям новый сбор, пока не знают и сами производители.

К примеру, в АО «Татспиртпром» — одном из крупнейших плательщиков экологического сбора, использующем в производстве несколько миллионов единиц стеклянной тары в год, «Реальному времени» сообщили, что «в настоящее время идут подсчеты на производственных филиалах, и сумма в настоящее время названа быть не может», однако уточнили, что «речь может идти о миллионах рублей».

В АО «Татспиртпром», использующем в производстве несколько миллионов единиц стеклянной тары в год, в какую сумму обойдется товаропроизводителям новый сбор, пока не знают. Фото alcoexpert.ru

Росприроднадзор, которому поручено администрирование нового платежа, от прогнозов также воздерживается.

— В прошлом году отчеты и декларации о количестве произведенной продукции и использованной производителями упаковки к нам поступали, но, поскольку нормативы утилизации были нулевыми, соответственно, нулевыми были и сборы, и объемы утилизации, — поясняет начальник отдела государственной экологической экспертизы и нормирования Управления Росприроднадзора РФ по РТ Елена Попова. — На то, чтобы наладить систему утилизации, у производителей был целый год. Полагаю, реальные нормативы послужили стимулом к тому, чтобы передавать свою продукцию и упаковку на утилизацию в течение года.

Скоро станет известно, какое количество предприятий подпадает под действие новой нормы в части утилизации товаров.

В настоящее время создана и заполняется (как на уровне федерации, так и на уровне регионов) единая государственная информационная система, содержащая в себе сведения о предприятиях, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

При регистрации в системе компании обязаны указать, что и в каком количестве согласно кодам ОКВЭД они производят. На сайте Росприроднадзора указано, что к настоящему времени на регистрацию в системе подано более 337 тысяч заявлений, выдано соответствующих свидетельств почти 88 тысяч.

По информации Елены Поповой, от Татарстана на регистрацию в системе поступило 3437 заявок от предприятий федерального надзора (2024 из них зарегистрировано) и 4900 заявок от компаний регионального надзора (поставлено на учет 1322).

С упаковкой не все так однозначно — реестра предприятий, пакующих свою продукцию в стекло, пластик или бумагу, не ведется.

Все вернется?

По итогам 2015 года компании в качестве платы за негативное воздействие на окружающую среду внесли экологических платежей на 843 млн рублей (итоговая сумма за 2016 год также будет известна только к 1 апреля, однако в качестве аванса компании региона уже заплатили 596 млн рублей). Эти деньги распределяются следующим образом: 55% сборов уходит в муниципальные бюджеты, 40% — в республиканский, и только 5% — в федеральный бюджет.

С новым сбором все иначе — в полном объеме он будет направляться в федеральный бюджет.

И уже оттуда он вернется в регионы в виде субсидий на создание инфраструктуры обращения с отходами, получателями которых станут региональные операторы (татарстанской схемой, напомним, предполагается создание двух операторов, за одним из которых закрепят обслуживание Западной зоны республики, за другим — Восточной).

Вывод, который делает Сафонов, не утешает: введение экологического сбора не сыграет никакой роли в улучшении экологической обстановки в стране. Фото newslab.ru

Именно это обстоятельство, по мнению некоторых экспертов, ставит под большой вопрос достижение цели, ради которой новый сбор и вводился — создание инфраструктуры по обращению с отходами и, как следствие, коренное улучшение экологической ситуации в стране.

— Российское бюджетное законодательство не предусматривает «окраску» денег, — говорит директор Центра экономики окружающей среды и природных ресурсов НИУ «Высшая школа экономики» Георгий Сафонов.

— Это значит, что нет абсолютно никаких гарантий того, что собранные с предприятий средства будут направлены именно на декларируемые цели.

Все российские целевые фонды были ликвидированы в начале нулевых, а между тем именно целевой сбор и последующая целевая трата денег могли бы обеспечить самое эффективное использование собранных с природопользователей средств.

Напомним, собственный экологический фонд был и у Татарстана. Экофонд РТ был создан в 1991 году, просуществовал 9 лет, за которые суммарный доход фонда составил 2 млрд рублей.

На эти деньги было профинансировано более 3,5 тысячи природоохранных мероприятий; сумма предотвращенного ущерба природе оценивается в 4,5 млрд рублей. Все это — по ценам тех лет.

Экофонд РТ собирал пятую часть всех поступлений в экологические фонды РФ.

Сафонов уверен, что принятая схема полна и коррупционных рисков:

— Чем больше денег поступит в бюджет, тем больше будет соблазнов у того, кто занимается их распределением, — поясняет представитель ВШЭ.

— Даже если номинально эти деньги действительно будут направлены на создание объектов «мусорной» инфраструктуры, еще большой вопрос, как эта инфраструктура будет работать.

Хрестоматийный пример по этой части – строительство сортировочных линий на полигоне ТБО в Волгограде, в которое было вложено порядка 2 миллионов рублей казенных денег. В результате эти линии «работают» только тогда, когда на полигон приезжает кто-то из отраслевых чиновников.

И хотя в законе четко прописано, на какие цели могут быть израсходованы средства экологического сбора, вывод, который делает Сафонов, не утешает: введение экологического сбора не сыграет никакой роли в улучшении экологической обстановки в стране, поскольку целью был поставлен сбор средств, а не защита от окружающей среды от негативного воздействия.

Внесение экологических платежей за утилизацию пока для татарстанских промышленников останется наиболее предпочтительным вариантом. Фото kazanfirst.ru

Лучше деньгами

Судя по всему, внесение экологических платежей за утилизацию пока для татарстанских промышленников останется наиболее предпочтительным вариантом исполнить свои новые обязанности перед государством и потомками.

В «Татспиртпроме» заявляют, что даже такой крупной компании проще заплатить экологический сбор, так как «создание инфраструктуры по утилизации упаковки в соответствии с утвержденными правительством нормативами — дело, требующее больших капиталовложений. Данный вопрос находится в компетенции Совета директоров компании, должен быть включен в план инвестиционной политики. На сегодняшний день …других возможностей самостоятельной утилизации упаковки у АО «Татспиртпром» нет».

Директор «Поволжской экологической компании» Ольга Гудимова, в свою очередь, полагает, что создание предприятиями собственной инфраструктуры по утилизации и переработки товаров и упаковки — вопрос как минимум двух-трех лет:

— Принцип расширенной ответственности компаний за дальнейшую судьбу своей продукции и используемой при ее выпуске упаковки, успешно реализуется во множестве стран (в частности, на опыт Европы, где, к примеру, плата утилизационный сбор за бумажную упаковку взимается с производителей в размере 39 евро за тонну, за стеклянную — 45 евро за тонну, — прим. ред.). Вторичное обращение пластика и стекла выгодно и с экономической точки зрения, и с точки зрения экологии, поскольку снижается отрицательное воздействие на окружающую среду. Для компаний, использующих в производстве большое количество стеклотары может быть весьма выгодным организация ее сбора и последующего оборота. Те, кто использует в качестве тары ПЭТ-бутылки, могут организовать производство гранул. Но в любом случае, на первом этапе и крупные предприятия, и небольшие компании поначалу предпочтут внесение платежей, чтобы понять, какая дополнительная нагрузка на них ложится, и имеет ли экономический смысл вкладываться в развитие инфраструктуры, — резюмирует эксперт.

Как следует из пояснительной записке к Постановлению Правительства РФ, регламентирующего размер ставок экологического платежа, разработчики документа ссылались, в частности, на опыт Армении и Молдовы.

«Например, в Армении в целом экологическим налогом охвачено 29 видов импортируемых товаров и 26 видов продукции, производимой внутри страны, — значится в записке.

— Ставки налогов определяются в процентах от таможенной стоимости импортируемых товаров (от 0,5% до 3%, за исключением импорта поддержанных автомобилей — до 20%); для продукции, произведенной внутри страны, установлен тот же процентный уровень, но от товарооборота.

Налог установлен для широкого перечня продукции: нефть и нефтепродукты (за исключением бензина и дизельного топлива, которые облагаются акцизами), аккумуляторные батареи, асбестосодержащие материалы, детергенты, пластиковые упаковочные материалы, шины, озоноразрушающие вещества и т.д.

В Молдове экологические налоги установлены для 16 категорий продукции, с дифференциацией ставок для бензина (по содержанию свинца), мазута (по содержанию серы), пестицидов и аккумуляторных батарей (по химическому составу).

Кроме того, в Молдове есть налог на пластиковую упаковку для напитков (кроме молочных продуктов), установленный фиксированным значением между 0,05 и 0,2 евро за единицу. Доходы от экологических налогов поступают в государственный бюджет в Армении и в Национальный экологический фонд в Молдове. Так, например, в 2011 г.

налоги на экологически вредную продукцию составили 86% поступлений в Национальный экологический фонд Молдовы».

ЭкономикаБюджетБизнес

Источник: https://realnoevremya.ru/articles/53818

Утилизационный сбор в 2018 году – правила расчета и калькулятор

Утилизационный сбор для производителей

Охрана окружающей среды, а также жизни и здоровья людей от вредного воздействия эксплуатации автотранспорта – важные аспекты обеспечения экологической безопасности.

Для выполнения этой задачи действующее законодательство обязывает покупателей или производителей колесных транспортных средств, ввозимых или произведенных на территории РФ, уплатить утилизационный сбор. Средства, полученные в качестве сбора, в дальнейшем тратятся на утилизацию автомобилей в соответствии с экологическими нормами.

С 1 апреля 2018 года вступает в силу Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора».

Главным образом, изменения коснуться следующих аспектов:

  • повышение коэффициентов расчета утилизационного сбора;
  • пересмотр перечня транспортных средств, в отношении которых взымается утилизационный сбор;
  • индексация коэффициентов расчета;
  • внесение коэффициентов расчета для ТС 2017 года выпуска;
  • исключение раздела «Прицепы» (добавлен раздел, касающийся прицепов, выпущенных в обращение в РФ категории О4).

Как изменятся ставки утилизационного сбора в России с 1 апреля 2018 года?

Согласно вышеприведённому Постановлению, утилизационный сбор на легковой и грузовой автотранспорт будет повышен. Индексация ставок связана с нынешним состоянием рынка в области вопросов связанных с природоохранной деятельностью и утилизацией транспортных средств, в частности.

Сбор на новые авто с объемом двигателя до одного литра повысится на 16,2%, до двух литров – на 90%, до трех литров – на 49,3%. Для автомобилей с объемом двигателя более трех литров ставка не повысится. Для электромобилей сбор увеличится на 14,8%.

Отдельно прописаны ставки для новых автомобилей, собранных на базе шасси 2017 года выпуска. Для них до конца 2018 года продолжают действовать старые коэффициенты

В отдельный раздел вынесены седельные тягачи. Например для тягачей старше трех лет с полной массой 12-20 тонн коэффициент будет в два раза выше, чем для прочих грузовиков аналогичного возраста и грузоподъемности).

Разумеется, изменение ставок утилизационного сбора вызывает опасения, связанные с ростом цен на легковые и коммерческие авто иностранного производства. Однако многие производители иномарок утверждают, что до конца 2018 года не планируют повышать цены на свои модели. Эту информацию подтвердили представители Hyundai, Nissan, Ford и многие другие.

Расчет утилизационного сбора

Чтобы рассчитать сумму утилизационного сбора, необходимо умножить базовую ставку категории вашего транспортного средства на соответствующий коэффициент, утвержденный в официальном перечне размеров утилизационного сбора.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с актуальным перечнем видов и категорий ТС, а также коэффициентами для расчета суммы сбора. Кроме того, вы всегда можете воспользоваться калькулятором растаможки авто. Это удобный сервис, который поможет быстро и точно рассчитать сумму утилизационного сбора в автоматическом режиме.

Виды и категории транспортных средств 2Коэффициент расчета суммы утилизационного сбора 3новые авто4старше 3 лет 4на базе шасси 2017 года 8
I. Транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категории M1 в том числе повышенной проходимости категории G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанной категории 5
1. Транспортные средства с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой 1,63 6,1 1,42
2. Транспортные средства с рабочим объемом двигателя:
не более 1000 куб. сантиметров 1,65 6,15 1,42
свыше 1000 куб. сантиметров, но не более 2000 куб. сантиметров 4,2 15,69 2,21
свыше 2000 куб. сантиметров, но не более 3000 куб. сантиметров 6,3 24,01 4,22
свыше 3000 куб. сантиметров, но не более 3500 куб. сантиметров 5,73 28,5 5,73
свыше 3500 куб. сантиметров 9,08 35,01 9,08
3. Транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя 0,17 0,26 0,17
II. Транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий 6
4. Транспортные средства полной массой не более 2,5 тонны 0,95 1,01 0,83
5. Транспортные средства полной массой свыше 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны 2 2,88 1,32
6. Транспортные средства полной массой свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн 1,9 3,04 1,65
7. Транспортные средства полной массой свыше 5 тонн, но не более 8 тонн 2,09 5,24 1,82
8. Транспортные средства полной массой свыше 8 тонн, но не более 12 тонн 2,54 7,95 2,21
9. Транспортные средства полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн 7 2,79 11,57 2,43
10. Седельные тягачи полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн 3,4 23,13 2,43
11. Автосамосвалы полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн 2,79 11,57 2,43
12. Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн 2,79 11,57 2,43
13. Транспортные средства полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн 7 5,5 13,57 4,79
14. Седельные тягачи полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн 7 5,5 13,57 4,79
15. Автосамосвалы полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн 7 5,5 13,57 4,79
16. Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн 5,5 13,57 4,79
III. Специальные транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий M2, M3, N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категории G 6
17. Специальные транспортные средства, кроме автобетоносмесителей 1,9 11,5 1,65
18. Автобетоносмесители 5,69 14,95 4,95
IV. Транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий M2, M3, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий 6
19. Транспортные средства с объемом двигателя не более 2500 куб. сантиметров 1,14 1,15 0,99
20. Транспортные средства с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой 1,14 1,15 0,99
21. Транспортные средства с объемом двигателя свыше 2500 куб. сантиметров, но не более 5000 куб. сантиметров 2,28 3,45 1,98
22. Транспортные средства с объемом двигателя свыше 5000 куб. сантиметров, но не более 10000 куб. сантиметров 3,04 5,06 2,64
23. Транспортные средства с объемом двигателя свыше 10000 куб. сантиметров 3,8 5,98 3,3
V. Шасси колесных транспортных средств, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий N1, N2, N3, M2, M3 6
24. Шасси колесных транспортных средств категории N1 полной массой не более 3,5 тонны 1,52 2,37 1,32
25. Шасси колесных транспортных средств категории N2 полной массой свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн 1,9 3,04 1,65
26. Шасси колесных транспортных средств категории N2 полной массой свыше 5 тонн, но не более 8 тонн 2,09 5,24 1,82
27. Шасси колесных транспортных средств категории N2 полной массой свыше 8 тонн, но не более 12 тонн 2,54 7,95 2,21
28. Шасси колесных транспортных средств категории N3 полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн 2,79 11,57 2,43
29. Шасси колесных транспортных средств категории N3 полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн 5,5 13,57 4,79
30. Шасси колесных транспортных средств категории M2 полной массой не более 5 тонн 3,04 5,06 2,64
31. Шасси колесных транспортных средств категории M3 полной массой свыше 5 тонн 3,8 5,98 3,3
VI. Прицепы, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категории О4, в том числе специальные и специализированные транспортные средства указанной категории 6
32. Полные прицепы 0,5 8,05
23. Полуприцепы 0,5 8,05
24. Прицепы с центральной осью 0,5 8,05

Информация приведена согласно Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора».

1 Размер утилизационного сбора, подлежащего уплате в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, на которые выдается новый паспорт транспортного средства или оформляется новый электронный паспорт, которые изготовлены (достроены) на базе колесных транспортных средств (шасси) или прицепов к ним, в отношении которых ранее был уплачен утилизационный сбор, определяется как разница между суммой утилизационного сбора, подлежащей уплате в отношении таких колесных транспортных средств и прицепов к ним, и суммой утилизационного сбора, ранее уплаченной в отношении колесных транспортных средств (шасси) или прицепов к ним, на базе которых была осуществлена достройка.

2 Категории колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним соответствуют классификации, установленной техническим регламентом Таможенного союза “О безопасности колесных транспортных средств”.

3 Размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.

4 При отсутствии документального подтверждения даты выпуска, которой является дата изготовления колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему, год выпуска определяется по коду изготовления, указанному в идентификационном номере колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему, при этом 3-летний срок исчисляется начиная с 1 июля года изготовления. Под датой уплаты утилизационного сбора понимается дата, указанная в платежном документе, подтверждающем уплату утилизационного сбора.

5 Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора равна 20000 рублей.

6 Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора равна 150000 рублей.

7 Размер утилизационного сбора, подлежащего уплате в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации и помещенных под таможенный режим временного ввоза в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2003 г. N 147 “О дополнительных мерах государственной поддержки российского автомобильного транспорта, предназначенного для международных перевозок”, рассчитывается с применением коэффициента, равного 0,25.”

8 Коэффициенты расчета суммы утилизационного сбора в отношении транспортных средств, произведенных на базе шасси транспортных средств 2017 года выпуска, применяются до 31 декабря 2018 г. включительно.

2.

Примечание к перечню видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния и в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается, утвержденному указанным постановлением, изложить в следующей редакции:

“Примечание. Категории колесных транспортных средств соответствуют классификации, установленной техническим регламентом Таможенного союза “О безопасности колесных транспортных средств.”.

Источник: https://www.alta.ru/auto-vat/util_sbor/

Утилизационный сбор в 2019 году

Утилизационный сбор для производителей

Добрый день, уважаемый читатель.

Утилизационный сбор – это денежная сумма, которая должна быть уплачена за автомобиль, выпущенный в обращение на территории России. В глазах водителя этот сбор представляет собой дополнительный налог, которым облагается любое транспортное средство и который включен в стоимость любого нового автомобиля.

Если копнуть глубже, то уплата утилизационного сбора означает, что впоследствии автомобиль должен быть бесплатно утилизирован. Т.е. сбор уплачивается в самом начале “жизни” автомобиля, а бесплатная утилизация будет предоставлена в самом ее конце.

статьи:

Кто освобождается от утилизационного сбора?

Часть 6 статьи 24.1 ФЗ “Об отходах производства и потребления” говорит о том, что утилизационный сбор не уплачивается в отношении следующих категорий автомобилей:

  • ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
  • которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
  • с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации;
  • с даты выпуска которых прошло менее трех лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации, за исключением транспортных средств международной перевозки.

Освобождение от уплаты сбора не происходит автоматически. Автовладельцу следует обратиться в таможенный орган и предоставить документы, подтверждающие основания неуплаты:

14. На колесные транспортные средства (шасси) или прицепы к ним, в отношении которых в соответствии с пунктом 6 статьи 24.

1 Федерального закона “Об отходах производства и потребления” утилизационный сбор не уплачивается, лица, осуществляющие их ввоз в Российскую Федерацию, или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, документы, подтверждающие наличие оснований для неуплаты утилизационного сбора, и их копии.

При этом обратите внимание, что если автомобиль из первого или второго пунктов впоследствии будет продан, то утилизационный сбор придется заплатить новому собственнику.

Например, Иванов И.И. был признан беженцем. При переезде в Россию он привез с собой легковой автомобиль ВАЗ 2110. За эту машину утилизационный сбор не уплачивался. Через год автомобиль был продан следующему собственнику – Петрову П.П. Именно он и должен оплатить утилизационный сбор.

Так что если Вы покупаете автомобиль с рук, то будьте внимательны и обращайте внимание на отметку об уплате сбора в ПТС.

Кто должен платить утилизационный сбор?

Перечень плательщиков утилизационного сбора приводится в части 3 статьи 24.1 ФЗ “Об отходах производства и потребления”:

3. Плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:

  • осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;
  • осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;
  • приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора;
  • являются владельцами транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с абзацем пятым пункта 6 настоящей статьи, при помещении таких транспортных средств под иную таможенную процедуру при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, за исключением случаев помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта.

Чаще всего с утилизационным сбором сталкиваются автовладельцы, которые ввозят автомобиль в Россию из-за рубежа. При этом, если машина ввозится менее чем на 6 месяцев, то сбор не уплачивается. Данный вопрос рассмотрен в отдельной статье.

Что означает печать “утилизационный сбор” в ПТС?

Штамп утилизационный сбор ставится на лицевой части ПТС в графе “Особые отметки” (в левой части страницы). Он означает, что сбор в отношении указанного автомобиля уплачен.

Так что если штамп в документе стоит, то это является скорее преимуществом, чем недостатком. Собственник автомобиля в будущем вправе рассчитывать на бесплатную утилизацию автомобиля.

Если же такого штампа в ПТС нет, то имеет смысл изучить ситуацию подробнее.

Это связано с тем, что до 1 сентября 2012 года утилизационный сбор уплачивать было не нужно. Т.е. при покупке машины, ПТС на которую выдан до 1 сентября 2012 года, отсутствие штампа об уплате сбора не должно вызывать никаких проблем.

При покупке автомобиля, ПТС на который выдан после 1 сентября 2012 года, нужно иметь в виду, что если утилизационный сбор уплачен не был, то его придется заплатить Вам.

Новости экономики и финансов СПб, России и мира

Утилизационный сбор для производителей

Правительство России в начале февраля 2016 года ввело утилизационный сбор на самоходные машины и прицепы. Кроме прицепов для легковых и грузовых автомобилей в эту категорию попала дорожная, строительная, сельскохозяйственная техника, квадроциклы, снегоходы.

Участники рынка знали, что такой документ готовится в правительстве, но даже в самых смелых фантазиях не могли представить, насколько высокими окажутся ставки сбора — не меньше 10% от стоимости новой техники и свыше 200% от цены машин старше 3 лет. “Девальвация рубля подкосила спрос, а теперь огромный утилизационный сбор.

На импорте можно поставить крест!” — сокрушается один из импортеров. А местные производители спецтехники уже притормозили выпуск продукции.

Объемы сокращаются

Ставки утилизационного сбора шокировали бизнесменов — они сокращают продажи, останавливают производство. Базовая ставка на спецтехнику — 150 тыс. рублей. К ней чиновники разработали поправочные коэффициенты в зависимости от веса, мощности и возраста техники, как будто габариты и мощность влияют на стоимость утилизации.

Так, за ввозимый в Россию колесный трактор мощнее 380 л. с. и старше 3 лет придется заплатить 6 млн рублей, что вдвое выше его цены на вторичном рынке. Сбор за такой же, но новый трактор — 1,4 млн рублей, или 23% от цены. По какой–то злой иронии законодателей самый большой сбор касается простой и недорогой техники.

Прицеп для перевозки лодок автовладельцы раньше покупали за 80 тыс. рублей. А с учетом сбора его цена подскочила до 330 тыс. рублей. Прицепы для грузовиков подорожали с 700 тыс. рублей до 1,2 млн. “В феврале–марте мы планировали большие объемы производства, но сейчас все контракты приостановлены до разъяснения ситуации, — говорит один из производителей прицепов.

— Мы направили письма президенту РФ, в Минпромторг, в Смольный”.

Импортеры тоже сокращают объемы. “Мы думали, сбор будет меньше. Это сильный удар по бизнесу. До сих пор мы продавали технику, ввезенную в 2015 году. За декабрь–январь вырос курс валют. Плюс к этому утилизационный сбор. В сумме подорожание составит 30–40%. В 2015 году продажи упали на 50%.

Новое повышение приведет к еще большему снижению спроса, и компании начнут разоряться”, — прогнозирует Олег Хромченко, гендиректор компании “Росан” (дистрибьютор Bombardier Recreational Products). “Утилизационный сбор убивает бизнес, — соглашается генеральный директор ООО “ТК АВМ–Трейд” Сергей Койнов. — Мы знали о введении сбора.

Завезли в конце 2015 года крупную партию товара. Ее нам хватит до апреля. Потом начнем продавать технику, ввезенную в 2016 году. Из–за утилизационного сбора она подорожает в среднем на 30%. Мы ожидаем падения продаж. В 2014 году продали 20 тыс. единиц, в 2015–м — 7,5 тыс.

Хотели удержаться на этой отметке, но теперь продадим меньше, примерно 5 тыс. единиц техники”.

Российских производителей удивил не только размер сбора, но и тот факт, что им тоже придется платить. “Мы полагали, что сбор введут только на импортируемую технику.

И тогда у нас, как у российских производителей, было бы преимущество по сравнению с зарубежными.

Но его ввели для всех”, — разочарован Рудольф Мердиан, генеральный директор компании “Новтрак” (новгородская “дочка” германского производителя автоприцепов Meusburger, производит по 600–700 прицепов и полуприцепов в год под брендом “Новтрак”).

Все отечественные производители равны, “но некоторые равнее”. Так, на Петербургском тракторном заводе даже не пытаются оценивать последствия от утилизационного сбора. “Пока нет конкретного механизма и порядка взимания утилизационного сбора, делать прогнозы сложно”, — заявили на ПТЗ.

Философское отношение ПТЗ к ситуации объяснил один из промышленников: “С механизмом уплаты сбора все предельно ясно: наши производители его платят в налоговую через 45 дней после того, как зарегистрируют спецтехнику и получат паспорт транспортного средства самоходной машины. Причем крупнейшие производители, попавшие в реестр Минпромторга, рассчитывают на госсубсидии, которые компенсируют расходы на утилизационный сбор. ПТЗ недавно посещал Дмитрий Медведев, и они наверняка надеются на господдержку”.

Импортеры же уплачивают сбор вместе с НДС и таможенными пошлинами, когда товар пересекает границу.

Инстинкт покупателя

Потребители спецтехники до прояснения ситуации не собираются обновлять парк машин. “Если ничего не придумают с этим сбором, то местные производители техники поднимут цены. Мы уже получили от наших поставщиков предупреждение, что техника в ближайшее время подорожает. Но кто будет ее покупать по новым ценам? Сейчас все режут бюджеты.

Производители просто загнутся”, — говорит один из перевозчиков. С ним соглашается Михаил Мосин, гендиректор компании “Беатон”: “Мы планировали в этом году обновлять парк карьерной техники. Но теперь, видимо, будем корректировать эти планы. Импортная техника и так в прошлом году подорожала на 20–30%. А с введением утилизационного сбора цена вырастет еще больше.

Мы думали частично перейти на отечественную технику. Но и она из–за сбора подорожает”.

Солидарен с коллегами и Эльчин Каджаров, представитель ОАО “Управление механизации — 1” (сдает в аренду строительную технику). “В связи с последними изменениями — рост курса валюты и утилизационный сбор — в 2016 году мы не будем покупать импортную технику.

Мы цены на аренду не поднимаем: нормо–час у нас как стоил 900 рублей, так и стоит. Но если башенный кран мы покупали за 200 тыс. евро, то 200 тыс. евро сейчас и 1,5–2 года назад — это две большие разницы. Плюс налоги, плюс утилизационный сбор. В итоге он будет окупаться как минимум в 2 раза дольше.

Нам это совершенно невыгодно”, — заключает эксперт.

Лесозаготовители, сельхозпроизводители охотно покупали недорогую подержанную импортную технику из–за отсутствия отечественных аналогов и возможности взять кредит на приобретение нового форвардера или трактора. Теперь их лишили возможности обновить и пополнить парк машин. Платить за видавший виды лесозаготовительный комбайн больше, чем за новый, лесопромышленники не готовы.

Некоторые промышленники позитивно оценивают ситуацию. Они рассчитывают занять место иностранных поставщиков и уже начали разрабатывать собственные образцы спецтехники, чтобы в 2017 году предложить новинки потенциальным клиентам. Возможно, к этому моменту ставки сбора снизят.

Обуховский завод сегодня полностью загружен гособоронзаказом, свободных мощностей нет, но мы понимаем, что загрузка может упасть. И если мы не будем знать, что в этом случае делать, то в очередной раз разоримся.

Поэтому мы разрабатываем гражданскую продукцию, в частности дорожно–строительную технику, портовое оборудование, погрузчики. Сейчас подобная техника почти полностью импортируется. В 2016 году планируем изготовить опытные образцы, протестируем.

А в 2017 году начнем предлагать их как на внутреннем рынке, так и на внешних.

Михаил Подвязников

Генеральный Директор АО “ГОЗ “Обуховский завод”

Введение утилизационного сбора — это удар по отечественному производителю. Сбор ставит большой жирный вопрос напротив импортозамещения, о котором говорят со всех трибун. Производители думали, что им будут возвращать этот сбор.

Но в постановлении правительства об этом не говорится. Некоторые виды техники подорожают в разы. Это вызовет обвал покупательского спроса.

А вторичный рынок просто уйдет в тень, потому что нет смысла регистрировать технику, чтобы платить при этом сбор, равный стоимости самой техники.

Андрей Геращенко

коммерческий директор ГК “Петросет”

В Петербурге особый порядок выдачи паспортов транспортного средства (ПТС). В других городах производитель может получить ПТС на год вперед, а в конце года сдать отчетность и получить их еще раз. А у нас выдается не больше месячного объема ПТС.

Поэтому в других регионах еще остались запасы ПТС, выданных до введения утилизационного сбора. И производители могут какое–то время продержаться. У нас такой возможности нет. Поэтому мы приостановили производство прицепов.

К тому же и в ГИБДД сказали, что выдача ПТС временно остановлена, так как они сами не знают, как их выдавать.

Александр Тюхтин

директор по продажам ООО “Севзапспецмаш”

Мы в этом году не собирались глобально обновлять парк кранов, так как в основном закупаем иностранную технику или собранную из импортных комплектующих, а ее стоимость из–за роста валютных курсов резко подорожала.

А вот прицепы планировали в этом году закупать. На калининградском заводе, к продукции которого мы приценивались, нам сообщили, что из–за введения утилизационного сбора техника существенно подорожает.

Так что теперь не знаю, будем приобретать прицепы или подождем. Пока думаем.

Сергей Лукас

генеральный директор ООО “Лукас–Кран”

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Обсуждаем новости здесь. Присоединяйтесь!

Источник: https://www.dp.ru/a/2016/02/18/Spectehniku_sdali_v_util

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.