Протокол осьотра места дорожно транспортного происшествия

Содержание

Когда и как составляется протокол осмотра места происшествия ДТП? Образец документа

Протокол осьотра места дорожно транспортного происшествия

Дорожно-транспортные происшествия влекут за собой не только неприятные эмоции, но и материальные и юридические следствия. Если авария незначительна, всего из двух участников и без пострадавших, а водители единогласны в оценке происшествия, можно обойтись составлением Европротокола согласно ст. 11.1 №40-ФЗ и отправиться за возмещением в страховую компанию.

Если же все серьезней, без представителей правоохранительных органов не обойтись. Задача водителей – содействовать достоверному изложению сведений в документе, который после станет базовым в рамках административного или уголовного производства.

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию:

+7 (499) 653-52-46 Москва

Показать содержание

Когда выдается и кем составляется?

Протокол составляют только сотрудники полиции. Какое именно подразделение документирует осмотр, определяется в зависимости от потенциальной квалификации правонарушения (о том, как вызвать на место происшествия сотрудника ГИБДД, куда звонить, что сообщать и как действовать на месте ДТП, читайте тут).

Дорожно-транспортные происшествия, в результате которых люди получили легкие или средние травмы – административное правонарушение, протоколирование которого, согласно статьям 28.1.1 и 28.

3 КоАП РФ, относится к полномочиям сотрудников ГИБДД.

Случаи, когда пострадавший погиб или ему причинены тяжкие телесные повреждения, подпадают уже под санкции Уголовного кодекса РФ – статья 264 «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств».

Фиксацией обстановки на месте таких происшествий занимаются полицейские следственно-оперативной группы органа внутренних дел, к которому территориально относится место аварии

Важно! Сотрудник полиции при составлении протокола не просто выполняет функции стенографиста, а выполняет ряд процессуальных норм, следование отразится на дальнейшей правовой оценке происшествия.

Протокол осмотра места ДТП составляется сотрудником полиции на специальном номерном бланке сразу по прибытию экипажа на место аварии. Осмотр производится при участии двух понятых или с видеофиксацией (ч. 3 ст. Статья 28.1.1 КоАП РФ). Документ состоит из трех структурных блоков:

  • общие сведения;
  • описательная часть;
  • заключительные положения.

Общие сведения

Состоит из:

  1. Вводной части – сведения о сотруднике ГИБДД, составляющем протокол (ФИО, звание, должность), и понятых (ФИО, контактные данные). Дата, точное время ДТП и заполнения протокола.
  2. Описания правонарушения:
    • сведения о водителях – участниках аварии (ФИО, номер страхового полиса, водительского удостоверения, контактные данные);
    • место аварии и тип (столкновение, наезд на пешехода и прочее);
    • марки, регистрационные номера и другая информация об автомобилях участников.
    • если есть свидетели и потерпевшие – их ФИО, адрес регистрации, адрес медучреждения, если потерпевшего доставили в больницу.
  3. Описания подготовки к осмотру – участникам осмотра (водителям, понятым, свидетелям, потерпевшим или их представителям) под протокол разъясняются их права и обязанности. В документе также фиксируются применяемые технические средства, наличие записи аварии, если такая имеется у участников или свидетелей, условия осмотра – освещенность, погода и другие.

Непосредственно фиксирует все обстоятельства ДТП, его следы на дороге и окружающих поверхностях и сооружениях, состояние автомобилей после аварии.

Основная часть

Протокол обязательно содержит описания и характеристики:

  • дороги – автомагистраль, общего пользования, главная или второстепенная на перекрестке и прочие;
  • дорожного покрытия участка и его качество – наличие ям, придорожной территории;
  • знаков и разметки – наличие, особенности, является ли участок аварийным;
  • освещенности участка, видимости водителей;
  • направления движения на участке;
  • расположения транспортных средств (с точными замерами);
  • отпечатков протекторов, тормозного пути, если есть обломки, лужи потекших жидкостей – указывается наличие и расположение;
  • следов пострадавшего, в том числе следы крови, отпечатки рук и ног, элементы одежды.

Раздел «Осмотр автомобиля после аварии»

Включает все предварительные технические сведения, которые можно собрать на месте. Они, вместе с последующими экспертными выводами, лягут в основание окончательного установления обстоятельств аварии и определения виновника. В него входит полное описание:

  • видимых повреждений транспортных средств;
  • следов внутри и на поверхности авто, в том числе биологических материалов, отпечатков пальцев и прочего;
  • состояния колес (давление, степень износа протектора);
  • состояние органов управления – положение рулевого колеса, рычагов, показания приборов;
  • состояния тормозов, включая стояночный;
  • работоспособности осветительных приборов, состояния остекления и зеркал;
  • груза и его состояния, если таковой был.

Важно! В случае необходимости будет назначена автотехническая экспертиза для установления технического состояния авто на момент аварии. Водители могут обратиться за независимой экспертизой для оценки ущерба.

Включает в себя:

  • Дополнительную информацию – перечень приложений к протоколу:
    1. схема ДТП;
    2. фототаблица;
    3. водительские удостоверения;
    4. список изъятых предметов;
    5. информацию направлении водителей на медосвидетельствование и прочее.
  • Заключительную часть – графа об ознакомлении всех подписантов с содержанием протокола и непосредственно подписи участников осмотра. Водителям также под роспись выдаются копии документа.

Если у участников осмотра есть замечания, комментарии которые хотят внести в протокол, или они хотят отметить несогласие с указанными данными, эти сведения также вносятся в заключительную часть. Сотрудник ГИБДД обязан это сделать, указав от кого поступило заявление.

В отличие от вышеприведенного примера, протокол осмотра места аварии с тяжкими последствиями составляется согласно ст. 166, 167, 180 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Закон требует составлять документ ясно и доступно, избегая неопределенных или субъективных оценок и терминов.

Он не может содержать предположений, разъяснений и выводов – только объективное описание обнаруженного.

Единого бланка протоколов по УПК не существует, однако закон регламентирует его содержание и структуру. Она подобна структуре административного протокола и также состоит из трех блоков, но есть и различия.

Общие сведения о лицах, участвующих в осмотре, времени, месте, обстоятельствах процессуального действия. В этом разделе обязательно указываются:

  • дата, время начала и время окончания осмотра;
  • место;
  • ФИО, должности, звания сотрудников полиции и привлеченных специалистов, производящих осмотр;
  • ФИО, при необходимости адрес и контактные данные понятых и других участников процедуры (участников аварии, их представителей и так далее);
  • правовое основание и повод для осмотра;
  • текущие условия – погода, освещенность участка, автомобилей и прилегающей территории;
  • роспись участников об ознакомлении с правами и обязанностями в ходе осмотра;
  • сведения о применении технических средств – измерительных приборов, фото и видеоаппаратуры.

Основная

Подробно описывает обстановку на месте и установленные обстоятельства происшествия. Автомобиль рассматривается как один из предметов на месте преступления, и его описание не выделяется в отдельный логический раздел. Сведения излагаются в порядке хода осмотра. Раздел включает описания и характеристики:

  • Места происшествия – в случае ДТП это, зачастую, участок дороги. Даются все возможные характеристики полотна, инфраструктуры, знаков и разметки.
  • Объектов осмотра:
    1. автомобилей;
    2. придорожной растительности или сооружений, если таковые находятся в зоне осмотра;
    3. следов торможения или отпечатков колес;
    4. обломков;
    5. потеков собранных следов;
    6. биологических материалов и прочего.

    Одновременно фиксируется съемка каждого объекта, взятие образцов, изготовление слепков и оттисков и другие действия.

  • Иные обстоятельства на месте, характерные или нехарактерные для подобных происшествий, которые могут помочь восстановить ход событий.

Заключительный блок

Содержит список приложений (схем, фотографий, изъятых предметов, направления трупа и улик на исследования, слепки и оттиски), сведения об ознакомлении всех участников осмотра с протоколом и их подписи. Если есть замечания или возражения со стороны понятых, привлеченных специалистов и других лиц, они также фиксируются в заключительной части.

В протокол могут быть внесены вопросы, замечания, ходатайства и заявления защитника или фигуранта. Если кто-либо из участников отказывается подписывать протокол, причины также вносятся в документ, и удостоверяются подписями понятых или защитника.

Скачать образец протокола осмотра с места ДТП в случае телесных повреждений

Протокол осмотра места происшествия – базовый процессуальный документ, на который будут опираться дальнейшие следственные действия. Нарушение требований к обязательным элементам, порядку фиксации, не упоминание изъятых предметов, несоблюдение права участников не подписывать протокол и другие отклонения от законодательных норм могут сделать документ недействительным.

Ни административный, ни уголовно-административный кодексы РФ не предполагают прямого участия водителя в составлении протокола осмотра места ДТП. Но, хотя роль гражданина ограничена предоставлением информации и подписью под документом, к процессу осмотра и составлению протокола следует подойти очень серьезно.

Помните, что предоставление недостоверных данных сотрудникам полиции может повлечь дополнительную ответственность. Обратите внимание должностных лиц, ведущих осмотр, на значимые, на ваш взгляд, детали. Ознакомьтесь с точкой зрения оппонента, и если не согласны – сообщите об этом. Если считаете, что правоохранители действуют необъективно – выразите претензию, вплоть до внесения в протокол.

Внимание! При оставлении места ДТП сотрудники ГИБДД составляют протокол, в котором указывают или лишение права управлять ТС на срок от 1 до 1.5 года или адин. арест до 15 суток, согласно ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

При аварии с тяжелыми повреждениями или смертельным исходом водитель, оставивший место ДТП, будет привлечен к уголовному расследованию по ст. 264 УК РФ.

Внимательно читайте документ перед подписанием. Именно на его основании будет определяться мера ответственности каждой из сторон. Опротестовать согласованный с вами протокол значительно хлопотнее, чем изначально добиться корректного изложения собственной позиции.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию:

+7 (499) 653-52-46 Москва

Источник: https://pravovoi.center/avtoyurist/dtp/oformlenie/zapolnenie-protokola-osmotra.html

Протокол осмотра места происшествия ДТП: заполнение

Протокол осьотра места дорожно транспортного происшествия

Протокол ДТП имеет важное значение для ситуаций, когда происходит авария. Данный акт будет выдаваться компетентными органами. Разработана специальная форма, согласно которой рассматриваемый документ заполняется. Он должен содержать определённые сведения.

Страхование

Протокол осмотра места происшествия ДТП обладает важным значением при решении вопроса относительно виновности участников дорожно-транспортного происшествия в случившемся. Заполняться документ должен согласно установленной форме. Исход рассматриваемой ситуации во многом зависит от того, есть ли у виновной стороны полис ОСАГО.

Оформление дорожного происшествия может быть реализовано посредством разных способов, речь о них пойдёт ниже. Журналы предусматривают ситуации, когда у автомобилиста отсутствует страховой полис. В этом случае в полной мере возмещение вреда, причинённого в результате транспортного происшествия, ложиться на плечи виновной стороны.

Таблица указывает на то, что у автомобилистов есть обязанность оформить страховой полис.

В противном случае к нарушителю указанного правила применимы меры:

  1. Человек, допустивший правонарушение, привлекается к административной ответственности. Выражается она в форме штрафной санкции. Размер установлен КоАП.
  2. При ДТП выплачивает причинённый пострадавшей стороне вред из своего кармана.

Данные правила не будут применяться к тому, кто своевременно позаботиться об оформлении полиса ОСАГО. Инспектора ДПС при проверке документации у водителей в обязательном порядке затребуют этот акт. Протокол о ДТП образец в настоящее время разработан в практической деятельности.

Когда есть видеорегистратор

Зачастую вопрос относительно протокола о любом ДТП затрагивает положения о наличии у сторон нарушения видеорегистратора. С помощью данного устройства можно получать сведения о случившемся и иных обстоятельствах. Протокол осмотра места данного ДТП составляется на основании данных, полученных в том числе с регистратора.

Упрощённый порядок предусматривается в некоторых случаях.

Преимущества записи с видеорегистратора состоит в том, что:

  • Оказывается помощь в расследовании дел, которые связаны с нарушениями правил относительно движения;
  • удаётся решить нюансы, возникающие во время аварии.

Законодатель отражает в актах, что при страховом случае в качестве доказательной базы может быть использовано фото или видео. При этом материалы могут быть засняты на мобильные устройства или видеорегистраторы. Данный факт не играет особой роли при рассмотрении материалов. Можно сказать, что на основании указанной информации составлять будут рассматриваемый протокол.

Записи позволяют дать оценку действиям участникам конфликтной ситуации и определить кто из них выступает виновной стороной. Заключение относительно правдивости записи будет составляться экспертами, работающими на независимой основе.



Документация

Факт совершения ДТП предусматривает заполнение и составление определённого рода документации. Данный вопрос является основным в этой ситуации, так как обжаловать что-либо удастся только после того, как имеются необходимые документы. Шаблон перечня документов и их содержания следует знать точно. В противном случае возникают трудности с оформлением и получением страховой выплаты.

Следственная практика предусматривает, что участники аварии должны сообщить сведения:

  • относительно страхового полиса на машину;
  • кроме того, указываются данные о компании, где застрахована ответственность.

Последние данные отражаются только в том случае, когда участник аварии в курсе их. Стоит учесть, что любое происшествие на дорого предусматривает в обязательном порядке заполнение европротокола либо извещения. Эти акты отражаются вне зависимости от того, какие обстоятельства имеют место быть. Оформление документации нужно тогда, когда причинили значительный ущерб авто либо пострадали люди.

Расследование

Проверка по факту ДТП начинается с ОМП. Предварительно следственный орган заботиться о том, чтобы лица, которым причинён вред во время аварии были доставлены в больницу для оказания им помощи.

Движение в такой ситуации останавливается в полной или частичной мере. Устанавливаются сведения относительно используемых средств или вызова специалистов.

Если имеют место очевидцы, то они опрашиваются, отмечают наличие разного рода следов на месте аварии.

Очевидцы опрашиваются в таком ключе:

  1. Данные личного характера. В частности, выясняется фамилия, инициалы, место проживания.
  2. Уточняется схема передвижения транспорта.
  3. Реакция участников на случившееся.
  4. Когда ДТП произошло с участием пешехода, то нужно узнать как он перемещался, где произошёл конфликт.

Свидетели опрашиваются в несколько ином ключе. У них выясняют куда они  двигались и прочие обстоятельства обнаружения следов аварии. Спрашиваю перемещали ли они предметы на месте. Определить нужно первоначальные точки, с которых начинается осмотр места, где всё произошло.

Могут провести эксперимент, когда данное действие требуется. Рекомендуют проводить осмотр с того места, где располагался авто до совершения столкновения. Учитывается расположение автомобилей на месте происшествия.

Значения имеют объекты, которые находятся в указанной местности. Как пример, следователь во время осмотра проводит замеры части дороги, по которой двигались авто, учитываются места расположения объектов на дороге.

Срок проведения такого действия не закрепляется. Однако на протяжении недели делать это считается слишком долгим. Уточняются особенности случившегося, разрабатывают версии произошедшего.

Процесс оформления

Протокол любого ДТП образец имеет место на практике. В том случае, когда участники инцидента не предъявляют претензий друг к другу – допускается не вызывать на место происшествия ГАИ. Осматривать авто автомобилисты будут самостоятельно.

Порядок действий в рассматриваемой ситуации предусматривается такой:

  1. Составить акт, где отражаются видео и фото относительно произошедшего.
  2. Далее разрешается покинуть место ДТП. Прежде стоит убедиться в том, что на фото отражены все подробности случившегося.
  3. Происходит заполнение извещения. Когда бланка нет в наличии, то допускается посещение ближайшего отделения ГИБДД. Сотрудники окажут помощь в случае возникновения вопросов.
  4. Постановление можно не составлять, при условии, что повреждения носят незначительный характер. Должно быть в наличии соглашение относительно покрытия расходов.

Автомобилистам следует понимать, что из себя представляет европротокол. На основании данного акта есть возможность получить компенсацию в случае возникновения ДТП.

Участники ДТП могут составить акт и разъехаться, если согласны с предложенными вариантами решения проблемы. Зразок не предусматривается. Прикол состоит в том, что евро акт можно составить при соблюдении некоторых условий.

К ним относится участие в аварии двух участников. При этом каждый из них должен иметь действующий страховой полис.

Составление европейского протокола не допускается, если есть труп в результате аварии. Смертельный исход предусматривает обязательный вызов на место ДТП сотрудников ДПС. Кроем того, ограничение затрагивает суммы ущерба. В данном случае речь идёт про 50 тысяч рублей. Если же пострадавшая сторона не согласна с такой суммой, то требуется вызвать ГАИ.

Экспертиза

Выдача заключения эксперта также является основополагающей стадией при расследовании дел о ДТП. На документе обязательно должен быть оттиск печати.

Скачать бланк документа не получится, так как экспертные учреждения самостоятельно разрабатывают рассматриваемую форму. Во время экспертизы проверяется техническое и научное обоснование аварии.

Специалисты должны обладать знаниями в рассматриваемой сфере.

В качестве целей исследования выделяют:

  • сбор и представление судебному органу данных, на основании которых судья может сделать справедливый вывод;
  • специалисты обладают определёнными знаниями, которые не относятся к следствию.

Проводить могут как служебное расследование относительно страхового случая, оценка может требоваться и для судебного органа. В процессе оценки участвовать может как один, так и несколько экспертов.

Исследование может носить комплексный, комиссионный или единоличный характер. В последнем случае подразумевается проведение исследования относительно простых случаев.

В остальных ситуациях рассматриваются сложные варианты событий.

Ответственность

Предусматривается несколько разновидностей ответственности, которая применяется к автолюбителям.

К ним относятся:

  1. Уголовная. Включена она в положения уголовного законодательства.
  2. Административная. Указывается в нормах КоАПа.

В первом случае речь идёт о том, что к нарушителям применяются положения статьи 264 УК РФ. Предусматривается, что установленные правила нарушают водители разных транспортных средств. Наказание устанавливается с учётом того, какая тяжесть последний имеется от нарушения положений закона. Использоваться по отношению к нарушителям может ограничение свободы, её лишение, арест.

Применить рассматриваемые положения к нарушителю удастся только после того, как доказана его виновность. Назначается наказание в судебном порядке. Производство процедуры отражается в положениях законодательства. Не ко всем нарушителям могут применять лишение свободы. Учитываются такие положения, которые относятся к смягчающим обстоятельствам.

Разновидности применимых административных мер отражены в статье 3.2.1 КоАП. Указанный акт предусматривает применение к нарушителю штрафных санкций либо лишения правомочий управлять транспортными средствами. Некоторые ситуации предусматривают использование работ, обладающих обязательным характером, административного ареста, также использоваться может конфискация.

Оспаривание

Лица, которые желают оспорить принятое решение, должны руководствоваться положениями законодательства.

Это могут быть:

  • административные нормы;
  • уголовные;
  • гражданские.

Применяться перечисленные положения должны согласно тому, какие нормы нарушаются. Обжаловать можно постановление, согласно которому возбуждается уголовное дело, постановление о возбуждении производства по административному делу.

Виновность лица по уголовным делам может закрепляться только судебными органами. Основанием применения ответственности выступает приговор. Учитывать необходимо положения относительно презумпции невиновности.

Закрепляется она в положениях Конституции.

Порядок обжалования прописан в законах России. Подавать жалобу можно в компетентные органы, в том числе прокуратура. Выступать можно в порядке кассации или апелляции. Рекомендуется использовать помощь квалифицированных специалистов в области юриспруденции. Это поможет учесть все нюансы в полной мерею.

Возмещение ущерба

Возмещает причинённый ущерб фирма, которая взяла на себя ответственность за совершённое нарушение за человека. Возлагается такая ответственность во время заключения страхового соглашения. Данные положения предусматривается в законодательных актах.

Стоит учесть, что количество пострадавших в ДТП не имеет никакого значения. Это говорит о том, что каждый пострадавший может высказать свои претензии. В практической деятельности страховые часто стараются отказать в компенсации.

Основания находят самые различные.

Как основания для отказа рассматриваются:

  1. Нахождение водителя на момент совершения ДТП в состоянии опьянения. Это может быть как алкоголь, так и наркотики.
  2. Виновный не имеет правомочий управлять ТС.
  3. Когда авария произошла в период времени, когда полис ОСАГО не действовал.
  4. У виновного нет страхового соглашения.
  5. Страховщик лишился лицензии.

Данные положения не относятся к категории правомерных. В некоторых ситуациях страховая может возместить виновному ущерб, при этом в последствии в регрессивном порядке требовать такую сумму с виновного. Когда у виновника нет при себе полиса выплата производится после того, как установлены реквизиты последнего акта.

Виновный самостоятельно возмещает причинённый ущерб, когда превышается установленный законом лимит относительно выплат. Учитывает и то, двигался ли автомобиль в период причинения повреждения. Как пример – во время стоянки хозяин авто открыл дверь и поцарапал другую машину. Если причинён ущерб морального значения.

Дтп по вине дорожных служб

Стоит рассмотреть и ту ситуацию, когда повреждения причинили дорожные службы. В этом случае вполне реально возместить такой ущерб. Компенсация выплачивается в виде денежных средств.

Однако, на практике собственники авто достаточно редко обращаются за возмещением такого ущерба. Согласно статистике в судебный орган обращаются три процента пострадавших.

Для получения компенсации потребуется обратиться в суд и написать заявление.

В таком случае требуется:

  • получить помощь специалиста в области юриспруденции;
  • написать иск;
  • обратиться в суд;
  • собрать доказательства.

Перечисленные положения следует реализовывать как можно быстрее после причинения вреда имуществу. Пострадавшая сторона должна учесть, что ничего на месте нельзя передвигать или перемещать. Зафиксировать обстановку можно на фото или видео.

ОСАГО

Законодательные положения предусматривают, что все автомобилисты должны иметь полиса страхования. Этот документ потребуется в момент постановки машины на учёт, кроме того потребуется он и во время технического осмотра.

Если у человека нет полиса:

  1. Применяются к нему меры ответственности. Они представлены в форме штрафной санкции.
  2. Виновный в полной мере самостоятельно выплачивает причинённый ущерб.

С учётом отражённых обстоятельств можно сделать вывод, что оформление полиса выступает обязательным положением. Оформление реализуется в любой компании, которую выбрал человек. Выбор является добровольным.

КАСКО

Данный вид страховки не относится к категории обязательных. КАСКО согласно законам отнесена к добровольному страхованию. В таком случае возмещается ущерб автомобилисту за счёт совершения действий третьими лицами.

К подобным ситуациям относят:

  • поджог;
  • угон;
  • прочие действия.

Стоит учесть, что возмещение производится при наличии к тому достаточных оснований. Есть возможность оформить договор полностью или частично. Отличием в рассматриваемой ситуации выступает сумма соглашения.

Источник: https://avtoved.com/dtp/info/protokol

Протокол осмотра места происшествия ДТП

Протокол осьотра места дорожно транспортного происшествия

Столкновение транспортных средств на дороге влечет за собой материальные потери, а в некоторых случаях физические повреждения и душевные страдания, поэтому вполне закономерно, что после совершения аварии пострадавшая сторона желает возмещения нанесенного вреда.

Как добиться компенсации восстановительного ремонта и возмещения расходов, понесенных на лечение и прохождение реабилитационного курса? Ответ прост: истребовать причиненные убытки необходимо с виновника происшествия.

Независимо от того каким способом решиться вопрос, мирным путем или через суд, протокол осмотра места происшествия ДТП является основным средством доказывания, свидетельствующим о факте создания аварийной ситуации и непосредственно самом столкновении.

В статье представлена информация о том, из каких частей состоит протокол осмотра места ДТП образец,  какую информацию содержит каждый раздел, а также, зачем требуется составление документа, какова его цель и задачи. Помимо этого, вы сможете узнать, в каких случаях можно составить евро протокол ДТП, для оформления которого не нужно вызывать сотрудников ГИБДД.

Дополнительная информация! С начала июля 2015 года участники движения, попавшие в ДТП, вправе самостоятельно регулировать сложившиеся отношения, касающиеся компенсации вреда, путем составления евро протокола. Фиксация обстоятельств и причин аварии сторонами происшествия самостоятельно, без вызова сотрудников ГИДББ, допускается лишь в случаях предусмотренных законодательством.

Для чего требуется составление протокола, его цели и задачи, требования к документу

Протокол осмотра места происшествия (ПОМП) является основным документом, подтверждающим сам факт аварии, обстоятельства, при которых она произошла, а также другие нюансы, имеющие отношение к делу.

Полномочиями, необходимыми для оформления протокола осмотра, обладают только сотрудники соответствующих дорожных служб, то есть составить такой документ, заполнив стандартный бланк и скрепив его подписями участников, не удастся.

Как правило, фиксация обстоятельств столкновения требуется в том случае, если вследствие аварии было повреждено более двух ТС или же пострадали люди (ДТП с пострадавшими).

Если имеет место летальный исход или причинение физического вреда средней и тяжкой степени, привлечение стражей закона обязательно.

Более того, в таких случаях последние помимо стандартного протокола, должны заполнить специально созданную форму, утвержденную уголовным комитетом.

Обратите внимание! Если в происшествии принимал участие автомобиль с прицепом, его следует расценивать как 2 отдельных ТС, поэтому в таких случаях без вызова инспекторов ГИБДД также не обойтись.

Документ имеет юридическую силу и может использоваться в качестве средства доказывания во время судебного разбирательства, поэтому перед его подписанием следует внимательно прочитать все, что там зафиксировано.

Важно! При обнаружении несоответствий с реальным положением вещей в протоколе, составленном инспектором после аварии, каждая сторона дорожно-транспортного происшествия вправе делать письменные замечания и указывать на некорректные сведения. Согласно процессуальному законодательству во время заполнения бланка должны присутствовать двое понятых.

Бытует мнение, что отказавшись от подписания ПОМП, можно избежать ответственности. Это в корне неверно.

Более того, именно для таких ситуаций законодателем разработан специальный порядок действий, предполагающий фиксацию отказа в протоколе и удостоверение данного факта понятыми.

Лучше прописать под текстом протокола свои замечания, поставив после этого подпись, чем вообще отказаться от удостоверения документа.

Во время последующего рассмотрения дела в суде корректировки сторон, имеющиеся в документе, будут способствовать принятию справедливого решения. Также вы можете указывать на факты, оставшиеся незаметными для представителя правоохранительных органов.

Так, при наличии видеоподтверждения того, что виновник  превысил скорость, вследствие чего и произошел несчастный случай, об этом необходимо упомянуть в тексте документа.

  , зафиксированное видеорегистратором, при  этом следует сохранить для дальнейшего предоставления в суд.

Основные разделы ПОМП

Как и другие процессуальные материалы, протокол осмотра места происшествия должен соответствовать нормам законодательства и содержать обязательные реквизиты.

В противном случае его можно признать недействительным и потребовать применения всех последствий недействительности.

Бланк должен содержать детальное описание места происшествия, а также другие сведения, наличие которых может помочь в установлении виновного лица и факторов, способствующих столкновению.

Как уже было сказано ранее, ПОМП должен вмещать подписи не только участников происшествия и лица, его составившего, но и понятых. Отсутствие данного реквизита свидетельствует о его несоответствии законодательным требованиям и соответственно, о его недействительности.

ПОМП состоит из трех разделов, каждый из которых дополняет друг друга и позволяет воссоздать полную картину сложившейся ситуации.

Структура протокола

  1. вводная часть;
  2. описательная;
  3. заключительная.

Какие сведения вмещает вводная часть

ПОМП заполняется на специальном бланке, лицом, обладающим необходимым объемом полномочий.

Во вводной части должны быть представлены следующие сведения:

  • информация о должностном лице, прибывшем на место несчастного случая, осмотревшем место, где произошла авария, и заполнившем бланк;
  • точная дата и время дорожно-транспортного происшествия и заполнения протокола;
  • личные данные о сторонах, участвующих в столкновении, информация об их транспортных средствах (марка авто, модель, год выпуска), а также сведения о страховщиках. В том случае, если гражданская ответственность одного из участников наезда или же обоих не застрахована, об этом следует также указывать;
  • ФИО каждого понятого, их может быть не менее двух, контактные данные. Перед тем, как привлекать понятых сотрудник ГИБДД обязан разъяснить последним их обязанности, а также предупредить о том, что в случае возникновения спорной ситуации в будущем они могут быть вызваны в зал судебных заседаний для дачи показаний. Также понятых необходимо предупредить о том, что процедура составления протокола займет определенное время, поэтому им следует пересмотреть свои планы на день и внести соответствующие коррективы. стоит отметить, что именно по этой причине найти людей согласных быть понятыми не так уж и просто.

Важно! Понятыми могут быть только незаинтересованные лица, не имеющие отношения к делу, достигшие совершеннолетия, вменяемые, дееспособные. К примеру, если впоследствии выясниться, что одним из понятых выступил сотрудников ГИБДД или несовершеннолетний гражданин, законность такого документа можно оспорить, поскольку данное нарушение противоречит процессуальным требованиям.

  • сведения о погодных условиях на момент совершения ДТП и составления протокола, состоянии дорожного покрытия, качестве освещения, видимости, обзорности;
  • подтверждение или отрицание факта перемещения транспортных средств их владельцами после несчастного случая. Сотрудник ГИБДД должен оценить ситуацию и установить изменилось ли положение автомобилей с момента совершения ДТП;
  • сведения о наличии видео- и фотоматериалов, с указанием параметров и наименования аппаратов, с помощью которых была выполнена съемка. Так, при наличии записи видеорегистратора, необходимо внести данные о модели прибора, его технических характеристиках;
  • сведения о месте совершения ДТП. С какой улицы, на какую происходил осмотр.

Важно! Участники столкновения должны сразу же после совершения наезда покинуть автомобиль, оставив все в неизменном положении. Это позволит избежать предъявления обвинений в попытке скрыть следы преступления в будущем.

В описательной части ПОМП должна содержаться следующая информация:

  1. типовая характеристика того отрезка дороги, на котором произошло столкновение (автомагистраль, перекресток, главная дорога и прочее);
  2. наличие дорожных знаков и особенности разметки на данном участке. Если отрезок является аварийным, об этом также следует указать в документе;
  3. в каком направлении осуществляется движение транспортных средств на данном участке;
  4. какое покрытие характерно для отрезка дороги, на котором произошло ДТП (асфальт, грунтовая дорога). Здесь же фиксируется сведения относительно качества дорожного покрытия (наличие ям);
  5. как были размещены машины во время дорожно-транспортного происшествия. чтобы проведенные измерения были более точными, сотрудники ГИБДД, как правило, используют специальные инструменты (рулетку);
  6. характеристика тормозного пути автотранспорта, сведения о наличии обломков, отвалившихся в результате аварии деталях;
  7. наличие или отсутствие видимых повреждений на кузове машин-участниц столкновения. Для установления дефектов, наличие которых невозможно установить на глаз, требуется проведение независимой экспертизы. Независимая экспертиза после ДТП помогает определить размер материального вреда, подлежащего возмещению виновником аварии;
  8. информация относительно технического состояния транспортного средства. Впоследствии участник происшествия вправе заказать проведение автотехнической экспертизы. Техническая экспертиза при ДТП позволяет установить причины и обстоятельства, которые способствовали совершению наезда.

Дополнительная информация! Описательная часть ПОМП является основной, поэтому должна содержать максимум информации, характеризующей место и обстоятельства происшествия. Чем полнее будет картина, тем больше вероятности того, что виновное лицо будет установлено, а убытки пострадавшего покрыты в полном объеме.

Если во время аварии пострадали люди, сведения об их состоянии, наличии телесных повреждений, а также следов крови, вносятся в описательную часть протокола.

Предназначение и основные элементы заключительной части

Заключительный раздел, как правило, вмещает сведения о дополнительных материалах, прилагаемых к документу и имеющих отношение к делу. Это могут быть фотографии, видеоматериалы, зафиксированные видеорегистратором, а также другие средства доказывания. К примеру, схематическое изображение происшествия, показания свидетелей.

Основные элементы заключительной части:

  • подписи водителей, участвовавших в аварии;
  • подпись лица, составившего ПОМП;
  • подписи понятых;

Дополнительные элементы протокола:

  • при наличии возражений и замечаний у сторон ДТП данная информация вносится в текст документа.

Важно! Сотрудник ГИБДД, составивший протокол осмотра обязан выдать копию документа по требованию сторон. О выдаче копии свидетельствует подпись лица, ее получившего.

Чтобы не усугубить ситуацию, удалив необходимые для расследования следы нарушения, после столкновения следует выполнить такие действия:

  • покинуть авто, при этом, не перемещая предметов;
  • записать контактные данные случайных свидетелей происшествия, номера машин, водители которых видели столкновение;
  • если во время наезда пострадали водители, пассажиры или другие участники движения, необходимо немедленно с места аварии вызвать скорую неотложную помощь. Вред здоровью при ДТП, особенно если это тяжкий вред здоровью, является основанием для привлечения виновного лица к уголовной ответственности;
  • позвонить в полицию и сообщить о факте ДТП, указать место аварии и поле этого ждать приезда инспектора;
  • позвонить в страховую компанию и уведомить страховщика о произошедшем. Ведь компенсация ущерба производится за счет страховой компании. Только в том случае, если размер убытков превышает страховую сумму, покрытие разницы ложится на плечи виновника несчастного случая. Расчет выплаты по ОСАГО, впрочем, как и расчет выплаты по КАСКО, осуществляется согласно условиям страхового договора;
  • созвониться с родственниками или близкими знакомыми, чтобы те как можно быстрее привезли видеозаписывающие приборы, позволяющие произвести фиксацию последствий аварии и дальнейших событий;
  • после приезда сотрудников ГИБДД остается только ждать, когда все данный будут внесены в протокол. После этого документ необходимо внимательно прочитать, в случае наличия несоответствий с действительностью, зафиксировать свои замечания по этому поводу под текстом протокола осмотра ДТП.

В каких случаях допускается составление евро протокола

Согласно законодательству в установленных специальными нормативно-правовыми актами случаях участники ДТП имеют право урегулировать вопрос возмещения убытков, причиненных ДТП, самостоятельно, не привлекая при этом сотрудников ГИБДД. Основным документом, свидетельствующим о факте столкновения и желании сторон компенсировать убытки мирным путем, является в таком случае евро протокол.

Когда закон допускает составление евро протокола

  • в происшествии принимало участие не более двух ТС;
  • во время аварии не пострадали люди;
  • восстановительного ремонта требуют только те автомобили, которые участвовали в столкновении;
  • все требования относительно страхования авто выдержаны: ответственность сторон застрахована в ОСАГО, срок действия полиса еще не истек, страховка действительна;
  • между сторонами нет споров относительно способа и порядка возмещения убытков;
  • виновник происшествия и пострадавшее лицо установлены;
  • водители ТС не против составления европротокола, что подразумевает решение вопроса без привлечения правоохранительных органов.

Следующий этап, наступающий после составления протокола и проведения соответствующих экспертиз, — истребование компенсации с виновной стороны. Оптимальным вариантом является решение проблемы мирным путем. Однако не всегда удается договориться о размере компенсационных выплат полюбовно.

Добиться покрытия ущерба можно путем подачи искового заявления в суд. Чтобы процедура не затянулась на долгие месяцы, и ее результат был удовлетворительным, необходима консультация автоюриста.

Опытный автоюрист поможет в составлении иска и разработает наиболее эффективную стратегию ведения дела

о том, как себя вести при оформлении протокола ДТП

Источник: https://1DTPhelp.ru/dtp/protokol-dtp/

Протокол осмотра места ДТП: бланк и образец заполнения

Протокол осьотра места дорожно транспортного происшествия

Самым первым документом, который составляется на месте аварии, является специальный протокол. Именно в этой форме содержатся все необходимые сведения, которые характеризуют происшествие в полной мере.

Протокол составляется должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями или участниками ДТП (так называемый Европротокол), когда повреждения носят незначительный характер и нет пострадавших в аварийной ситуации лиц. Людям, имеющим отношение к подобным происшествиям, стоит уделить внимание структуре документа, а также порядку его составления, о чем и будет рассказано в данной статье.

Когда нужен и кем составляется протокол осмотра места ДТП

Составлять документ требуется на специальном бланке, который используется сотрудниками дорожной полиции. Есть несколько разновидностей форм, которые сегодня применяются уполномоченными лицами:

  1. Протокол осмотра места происшествия, используется при делах об административном правонарушении.
  2. Специальный бланк применяется при оформлении происшествий, в результате которых был причинен тяжкий вред здоровью либо возник летальный исход.

Для каждой формы предусмотрен свой порядок заполнения и выбор подходящей формы зависит от того, насколько тяжелой была аварийная ситуация и какие последствия она имеет.

Важно подчеркнуть, что протокол осмотра места ДТП является первичной документацией и в дальнейшем именно на его содержании строится обвинение или защита виновного лица.

Должностное лицо, занимающееся оформлением протокола должно иметь общее представление о правилах составления документации, но водителям следует также знать о порядке заполнения таких форм, чтобы не стать жертвой сговора и фальсификации документов.

Сроки осмотра места происшествия

Достаточно часто лицам, попавшим в аварийную ситуацию, требуется дождаться приезда сотрудников ГИБДД, которые займутся осмотром места происшествия и составят все необходимые документы.

В это время участники ДТП не имеет права покидать место аварии и даже менять расположение автомобиля. К сожалению, подобная ситуация приводит к возникновению заторов и вызывает недовольство со стороны других участников дорожного движения.

Регулированием этого вопроса занимается Приказ МВД № 185, где подробно описаны разные моменты, касающиеся оформления документов и выполнения прочих действий при аварийной ситуации.

Что касается прибытия сотрудника на место происшествия, то здесь стоит обратиться к ст. 207—219 указанного документа.

В этих положениях сказано, что есть четкие сроки прибытия госинспектора на место происшествия. В частности:

  • 20 минут — для Москвы и СПб;
  • до 15 минут — в других городах страны;
  • до часа — если авария произошла на трассе.

По завершению этого периода, участники событий могут покинуть место происшествия и это не будет являться нарушением общего регламента.

Чтобы осматривать место дорожно-транспортного происшествия, госинспектору заранее придется подготовить специальный протокол для внесения всех необходимых данных, полученных при осмотре.

Документ имеет определенную форму и структуру. Его составные части должны быть заполнены в соответствии с действующим образом, а также сообразно предлагаемой инструкции.

Далее в статье будет рассмотрен общий порядок заполнения формы протокола более детально.

Особенности заполнения вводной части

Первая часть протокола — это вводная.

В этом разделе должны присутствовать такие данные:

  1. Населенный пункт, где оформляется протокол.
  2. Дата составления документа.
  3. Время начала и окончания необходимых мероприятий (осмотр, оформление протокола).
  4. Ф. И. О., звание и должности инспектора, выполнявшего осмотр.
  5. Ф. И. О., контактные данные, удостоверения личности понятых.
  6. Ф. И. О., адрес, принадлежность транспорта, участников ДТП.
  7. Все необходимые сведения на транспортные средства.
  8. Ф. И. О. и контактные данные, включая телефон и прописку, очевидцев происшествия.

Скачать образец протокола

Данные о свидетелях вносятся в документ на основании произведенного опроса лиц, находящихся на месте происшествия в момент ДТП или со слов участников происшествия. Иногда бывает так, что очевидец не может дождаться приезда дорожной полиции, но согласен дать показания в другое время, для чего оставляет свои контактные данные участникам аварии.

До начала обследования места происшествия и составления протокола каждому участнику аварии инспектор ГИБДД обязан разъяснить им права и обязанности, а также порядок и суть предстоящей процедуры. В подтверждение этого в вводной части протокола все лица обязаны поставить свои подписи.

Требования к описательной части

Описательная часть протокола является очень важной и о время судебного заседания по ДТП будет играть значительную роль. Перед заполнением этого раздела, сотрудник ГИБДД должен указать:

  1. В какую погоду выполнялся осмотр (ясную, пасмурную либо дождливую).
  2. Вид происшествия, имеющего место в конкретной ситуации (наезд, столкновение, опрокидывание автомобиля).

После удостоверения всех перечисленных моментов, можно будет приступить к оформлению описательной части, где обязательны к изложению следующие данные:

  1. Место происшествия (максимально точно) и его координаты.
  2. Участок дороги, где произошла авария, с его подробным описанием (тип покрытия и наличие выбоин).
  3. Дорожная разметка, таблицы, знаки.
  4. Какой была видимость из кабины водителя, насколько хорошо просматривался участок дороги.
  5. Расположение авто на месте происшествия, в отношении друг от друга и окружающей транспортной инфраструктуры.
  6. Повреждения видимого характера.
  7. Обнаруженные следы (следы шин, торможения, подтверждение направления движения машины).
  8. Какие элементы были отделены от автомобиля в результате столкновения с другим транспортом или иным препятствием.

На этом данная часть считается законченной и можно приступать к заполнению следующего раздела протокола.

Заключительная часть протокола

Заключительная часть, размещена на последней странице документа, причем, здесь речь пойдет об определении и указании квалификации действий лица, нарушившего ПДД. В данном разделе обозначается ссылка на соответствующую статью КоАП РФ, с учетом того, какое происшествие имеет место быть. Здесь должны содержаться такие сведения:

  1. Использование специальных тех. средств для составления схемы ДТП;
  2. Список приложений к протоколу, включающий схему ДТП и фототаблицу;
  3. Информация о заявлениях, поступивших от участников или очевидцев происшествия (с расшифровкой подписи);
  4. Наличие замечаний к проведению осмотра.

В конце протокола ставятся подписи всех лиц, если необходимо, документ должен быть прочтен вслух, составившим его человеком.

Как правильно составляется при ДТП без пострадавших

Бланк и заполненный образец протокола осмотра места происшествия без пострадавших имеется у каждого из владельцев полиса ОСАГО. Речь идет о европротоколе, которые можно составить без вызова сотрудников ГИБДД, если происшествие:

  1. Не имеет пострадавших людей.
  2. Имуществу третьих лиц не было нанесено ущерба.
  3. Размер платы не должен превышать 100 тыс. рублей.

Кроме этого, водители должны быть в адекватном состоянии, у каждого должен иметься полис ОСАГО. Вызывать сотрудников ГИБДД необходимо лишь в том случае, когда между участниками происшествия возникло недопонимание по поводу выяснения виновного лица. Порядок составления протокола, аналогичный тому, который описан выше, только без участия сотрудника дорожной полиции.

width=”560″ height=”315″ frameborder=”0″ allowfullscreen=”allowfullscreen”>

Подготовка к осмотру авто

Непосредственно до начала осмотра автомобиля, важно произвести некоторую подготовку:

  1. Выполнить все обязательные действия по обозначению места происшествия, как аварийного.
  2. Оказать помощь пострадавшим.
  3. Обеспечить безопасное движение другим ТС и пешеходам.
  4. Обеспечить охрану следов и не перемешать объекты, имеющие важное значение.

Помимо перечисленных моментов, участники ДТП должны быть ознакомлены с процедурой и административной ответственностью.

Осмотр транспортного средства после ДТП

Аварийная ситуация — это событие, которое нарушает стандартное расписание и привычный уклад жизни многих людей.

Обычно, ДТП имеет все признаки уголовного преступления, если в нем имеются пострадавшие лица.

Когда очевидцы, пострадавшие или виновные лица звонят для того, чтобы передать сообщение о случившемся, каждое уполномоченное лицо обязано принять эту информацию и осуществить все необходимые действия.

Осмотр транспорта, участвующего в аварии, является таким же обязательным мероприятием, как и изучение места происшествия. Осмотр проводится для выявления различных следов и улик, подтверждающих или опротестовывающих вину подозреваемого водителя. Кроме того, осмотр позволяет выявить обстоятельства, имеющие существенное значение для последующего расследования.

Для понимания суть этого мероприятия, читателям стоит изучить образец акта осмотра автомобиля после ДТП. В документе содержатся все важные сведения, полученные при осмотре транспорта. Порядок проведения осмотра описан в ст. 179 УПК, включая действие определенных норм и правил, регулирующих заполнение такого документа, как протокол осмотра.

Скачать образец акта осмотра

Заключение

Аварийная ситуация — это очень неприятное происшествие. Чтобы в дальнейшем доказать свою невиновность или получить компенсацию, стоит позаботиться о составлении специального протокола.

Документ имеет стандартную форму и может быть составлен самими водителями или инспектором дорожной службы.

Важно строго соблюдать процедуру оформления, поскольку в дальнейшем, протокол может быть использован в качестве первичного документа по уголовному делу.

Источник: https://AvtoPravil.net/pravila-i-osobennosti-zapolneniya-protokola-osmotra-mesta-dtp.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.