Как обязать работодателя исполнить предстаывления профсоюзного инспектора

Профсоюзная инспекция: права работников и охрана труда

Как обязать работодателя исполнить предстаывления профсоюзного инспектора

Профсоюзная инспекция труда вправе контролировать соблюдение работодателем законодательства о труде. Такие проверки имеют свою специфику, о чем полезно знать работникам кадровых служб.

Обратите внимание!Если в организации нет члена соответствующего профсоюза, работодатель вправе не допустить на ее территорию профсоюзных инспекторов

Согласно ст.

370 ТК РФ профсоюзные инспекции труда создаются для реализации законного права профсоюзов на общественный контроль за соблюдением работодателем (физическим либо юридическим лицом) законодательства о труде.

На основании ч. 3 ст. 370 ТК РФ российские профсоюзы и их объединения разрабатывают специальные положения о профсоюзной инспекции труда, в которых регламентируется деятельность этих инспекций.

С 1 июля новый ГОСТ. Что поправить в кадровых документах >>>

Профсоюзная инспекция труда состоит из двух подразделений: правовой профсоюзной инспекции и профсоюзной инспекции охраны труда (в некоторых профсоюзных объединениях она называется технической инспекцией).

Один из основных видов деятельности инспекции – это проверка соблюдения работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнения условий коллективного договора, соглашений.

В отличие от государственной, проф­союзная инспекция труда ограничена в доступе к работодателям: профсоюзные инспекторы труда могут беспрепятственно посещать лишь те организации, в которых работает хотя бы один член данного профсоюза.

В противном случае работодатель вправе не допустить инспекторов на свое производство.

Проверки профсоюзными инспекциями труда, так же как и государственными, проводятся в плановом порядке или по заявлению членов профсоюза.

При проведении плановой проверки с работодателем заранее согласуются ее время, тематика и некоторые другие вопросы. При проверке по заявлению время выбирается инспектором самостоятельно, а тематика диктуется содержанием заявления.

Но и в этом случае инспектор, как правило, заранее сообщает работодателю, что собирается провести проверку.

Инспектор должен быть уверен, что, когда он прибудет к работодателю, работники, с которыми ему нужно встретиться, будут на месте, а также будут готовы необходимые для его работы документы.

Порядок проведения проверки

Порядок проверки определяется в Положении о профсоюзной инспекции труда. Практически это осуществляется следующим образом.

После того, как были согласованы время и тематика проверки, в назначенный момент инспектор прибывает к работодателю. Первым делом он встречается с представителем работодателя, который курирует проверяемое направление. Это может быть непосредственно руководитель (генеральный директор, директор, начальник, индивидуальный предприниматель и т. п.

) или кто-то из его заместителей (например, главный инженер или заместитель по кадрам).

Также это может быть представитель работодателя, непосредственно отвечающий за охрану труда, если проверка проводится по вопросам охраны труда, руководитель юридического подразделения, если проверка касается вопросов правового характера, главный бухгалтер, если проверка затрагивает вопросы выплаты заработной платы или компенсаций, и т. д.

После встречи с представителем работодателя инспектор в обязательном порядке беседует с председателем профкома и другими профсоюзными активистами организации. В ряде случаев эти активисты присоединяются к инспектору в качестве помощников при проведении проверки.

Затем инспектор в обязательном порядке встречается с заявителем, если проверка проходит в результате поданного заявления.

Далее начинается собственно проверка: инспектор получает необходимые документы, которые тщательно изучает; при необходимости он посещает подразделения, где может встретиться и побеседовать с работниками. Если проверка касается вопросов охраны труда, инспектор осматривает и проверяет рабочие места, на которых заняты работники, и соответствующее производственное оборудование.

В зависимости от сложности вопроса проверка может длиться от нескольких часов до нескольких дней, а в некоторых случаях – до нескольких недель. Иногда к проверкам привлекается не один инспектор, а инспекционная комиссия.

Общероссийское объединение профсоюзов «Российское объединение социальных технологий» (РОСТ) создано 8 апреля 2001 г. на Учредительном съезде в г. Москве. В него вошло два профсоюза: Российский профессиональный союз управленческих работников – менеджеров (Росменеджпроф) и Российский профессиональный союз работников инвестиционно-финансовой сферы и бухгалтерского дела (Рос­инвестпроф). По состоянию на февраль 2008 г. в составе РОСТ насчитывается уже восемь профессиональных союзов, объединяющих свыше 84 тыс. членов.

Нередки случаи, когда проверки осуществляются совместно профсоюзной и государственной инспекциями труда.

Такая совместная проверка весьма эффективна: она не только обеспечивает большую объективность, но и полезна для государственного инспектора тем, что его профсоюзный коллега, как правило, более тесно общается со своим профсоюзным активом и, следовательно, лучше ориентируется у конкретного работодателя.

Профсоюзный инспектор тоже заинтересован в совместной работе: в его компетенции выдача представления работодателю, которое обязательно лишь к рассмотрению, а государственный инспектор может сразу выдать предписание, обязательное к исполнению. Инициатором совместной проверки может выступать как профсоюзная инспекция труда, так и государственная.

После окончания проверки профсоюзный инспектор повторно встречается с соответствующим представителем работодателя, чтобы довести до него итоги работы. Документальным результатом проверки является письменное представление профсоюзного инспектора труда работодателю об устранении выявленных нарушений.

Это представление работодатель обязан рассмотреть и в недельный срок сообщить в инспекцию о тех мерах, которые он собирается предпринять для устранения выявленных нарушений.

Если же работодатель ничего не предпринял, то его действия, а точнее бездействие, могут быть обжалованы в государственную инспекцию труда или в суд.

Эффективность профсоюзных проверок

Конечно, профсоюзные проверки, осуществляемые профсоюзными инспек-циями труда, не являются самоцелью. Они нужны для того, чтобы работодатели по их результатам устранили недостатки, а работники конкретных организаций смогли бы работать в более комфортных условиях труда. И только это может считаться показателем эффективности профсоюзных проверок.

В течение 2007 г. Объединенная профсоюзная инспекция труда Общероссийского объединения профсоюзов РОСТ добилась ряда положительных результатов.

В Челябинской области на машиностроительном предприятии после проверки по охране труда работодатель поставил защитные ограждения у ряда станков.

В Санкт-Петербурге и в Оренбургской области выданы недостающие суммы компенсаций работникам, занятым на работах с вредными условиями труда.

И таких примеров можно привести немало.

Подпишитесь на журнал “Справочник кадровика”

Источник: https://www.pro-personal.ru/article/5147-profsoyuznaya-inspektsiya-prava-rabotnikov-i-ohrana-truda

Как обязать работодателя исполнить предстаывления профсоюзного инспектора

Как обязать работодателя исполнить предстаывления профсоюзного инспектора

ФНПР; — беспрепятственно и бесплатно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей — индивидуальных предпринимателей сведения, справки и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверки, иную информацию по социально-трудовым вопросам, относящуюся к предмету контроля; — направлять работодателям обязательные для рассмотрения представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, контролировать их выполнение; — обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Ситуация из практики.

Государственную инспекцию труда или оказать помощь работнику в суде: от написания искового заявления до представления его интересов в судебном заседании; 4) в отличие от государственных органов, профсоюзным инспекторам важна не только соответствующая реакция на ваше обращение, но и то, чтобы вы остались работать в прежней должности (иначе вы перестанете быть членом профсоюза), поэтому работнику логично ожидать более гибкого и продуманного подхода к решению его проблемы; 5) на профсоюзную правовую инспекцию труда не распространяется Федеральный закон №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», то есть она не обязана согласовывать план своих проверок ни с кем, в том числе с прокуратурой.

Федерация профсоюзов камчатки

Внимание

Работодатели, должностные лица обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах. 2.

Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзы вправе создавать собственные инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми профсоюзами.

Профсоюзы, их инспекции труда при осуществлении этих полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. 3.

15.права профсоюзных инспекторов труда

Соответственно, в случае признания увольнения незаконным инспекция вправе выдать работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула. Следует учитывать, что работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с работником — членом профсоюза по основаниям ч.

1 ст. 373 ТК РФ не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Если работник после получения данного мнения заболел, ушел в отпуск или по другим уважительным причинам отсутствовал на рабочем месте, то месячный срок продлевается на соответствующее количество дней (ч.
5 ст. 373 ТК РФ).

Отсутствие у работодателя документов, которые подтверждают участие профсоюзного органа в решении вопроса, связанного с увольнением работника — члена профсоюза по п. 2 ч. 1 ст.

В правовую инспекцию труда профсоюза

Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права; принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Каковы права и обязанности профсоюзного инспектора?

Это добровольное объединение организаций профсоюзов, действующее в одном субъекте РФ либо на территории города или района. Такое объединение профсоюзов формируется по территориальному принципу независимо от профессиональной принадлежности каждого конкретного профсоюза, входящего в данное объединение; 7) территориальная организация профсоюза.

Для получения такого согласия нужно направить письмо с приложением проекта приказа о расторжении трудового договора и копий всех документов, обосновывающих принятие данного решения.

Подробнее о расторжении трудового договора с руководителем (его заместителями) выборного органа первичной профсоюзной организации см.
п. 3 настоящего материала. 3.1.

Оформление приказа о расторжении трудового договора После того как работодатель принял окончательное решение об увольнении работника — члена профсоюза, он должен издать соответствующий приказ (ст. 84.1 ТК РФ). Данный документ составляется по унифицированной форме N Т-8 (утв.

Постановлением Госкомстата России от N 1). В графе «Мотивированное мнение выборного профсоюзного органа» работодатель должен указать реквизиты мотивированного мнения профсоюза. См. образец заполнения приказа.

Эти положения утверждаются на основании Типового положения соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов. Важно! Первичная профсоюзная организация не вправе создавать техническую и правовую инспекцию, поскольку она не является ни общероссийским или межрегиональным профессиональным союзом, ни его объединением.

Работодатель не может препятствовать деятельности инспекции труда, поскольку право профессиональных союзов осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, закреплено на законодательном уровне (ч. 5 ст. 370 ТК РФ). В состав технической инспекции труда профсоюзов входят профсоюзные инспекторы труда.
Согласно ч. 6 ст.

Важно

Право беспрепятственно посещать организации, означает, что работодатель не может отказать таким инспекторам в проходе на территорию организации для выполнения своих обязанностей. Однако нужно учитывать одно важное условие — порядок посещения организации должен быть установлен документами профсоюза.

Поэтому работодатель вправе запросить документы, регламентирующие деятельность инспектора. В случае отсутствия таких документов, профсоюзному инспектору в посещении организации может быть отказано. Также укажем, что препятствие проведению проверки являются нарушением ст. 370 ТК РФ, ст. 19 Закона о профсоюзах и влечет за собой ответственность, предусмотренную ст. 378 ТК РФ, ст. 30 Закона о профсоюзах, ст. 5.27 КоАП РФ. Проверки профсоюзными инспекциями труда, так же как и государственными, проводятся в плановом порядке или по заявлению членов профсоюза.

По окончании такого срока договор с руководителем профсоюза расторгается на основании п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (истечение срока трудового договора). 1.1. Издание приказа о расторжении трудового договора Согласно ч. 1 ст. 84.

1 ТК РФ расторжение трудового договора оформляется приказом (унифицированная форма N Т-8). Поскольку инициатива увольнения в связи с избранием на должность должна исходить от самого работника, его заявление необходимо приложить к приказу.

В графе «Основание» данного документа следует указать реквизиты протокола собрания членов профсоюза об избрании работника на выборную должность, а также реквизиты заявления. С приказом (распоряжением) о прекращении трудового договора работник должен быть ознакомлен под роспись.

Если данный документ невозможно довести до сведения работника или работник отказывается поставить подпись, в приказе делается соответствующая запись (ст.

Источник: http://yuristrb-ufa.ru/kak-obyazat-rabotodatelya-ispolnit-predstayvleniya-profsoyuznogo-inspektora/

Как работодатель должен отреагировать на представление об устранении выявленных нарушений

Как обязать работодателя исполнить предстаывления профсоюзного инспектора

Профессиональные союзы при осуществлении контроля за соблюдением трудового законодательства не реализуют властных полномочий. Они им просто не предоставлены. В соответствии со ст. 370 ТК они могут предъявить работодателю требование об устранении выявленных нарушений.

Работодатель обязан в недельный срок рассмотреть требование и сообщить профсоюзу о результатах рассмотрения и принятых мерах.

Профсоюзный инспектор труда, уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда профессиональных союзов имеет право направить работодателю представление об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, обязательное для рассмотрения (ч. 6 ст. 370 ТК).

Как видно из приведенных норм, требования и представления профсоюзных органов обязательны для рассмотрения, механизма их принудительного исполнения не предусмотрено.

После этого должностное лицо уведомляет Прокуратуру о перечне мер, принятых на основании полученного представления, в соответствии с абз. 2 ст. 24 Закона № 2202-1. Невыполнение требований, указанных в предписании, направленном прокурором, является основанием для привлечения должностного лица к предусмотренным мерам административной ответственности.

Перечень мер наказания закреплен в ст. 17.7 КоАП РФ от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ. В ходе составления письменного ответа следует пользоваться положениями, указанными в ФЗ «О Прокуратуре РФ». До написания документа должностное лицо должно изучить указанный акт.

Ответ должен содержать конкретную информацию о проделанной работе, направленной на устранение выявленных несоответствий, указанных Прокуратурой.
Ответ оформляется на фирменном бланке юридической организации или учреждения и составляется в письменном виде.

Общественный контроль за состоянием охраны труда на предприятии

В каких случаях создается Комитет (комиссия) по охране труда и как формируется его состав? а) Создается по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа, формируется на паритетной основе из представителей работодателя (они назначаются) и представителей работников (они избираются). Состав Комитета утверждается работодателем. б) Комитет создается в случаях неблагополучия с охраной труда в организации.

Состав утверждается профкомом. в) Создается в обязательном порядке во всех организациях с численностью более 10 человек на паритетной основе. Выдвижение проводится на собрании первичной профсоюзной организации.
7.

Основными задачами Комитета по охране труда является: а) Разработка программы совместных действий работодателя и профессиональных союзов по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профзаболеваний.

Дистанционная подготовка и тестирование по охране труда

  • принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;
  • принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  • обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах. У вас не останется вопросов о Графике отпусков и профсоюзе после прочтения статьи по ссылке. Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

Задачами Комитета являются:

  • разработка программы совместных действий работодателя, профсоюзов и (или) иных уполномоченных работниками представительных органов по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний;
  • организация проведения проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, подготовка соответствующих предложений по решению проблем охраны труда на основе анализа состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
  • информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты.
  • принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
  • получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей — индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
  • защищать права и законные интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве;
  • предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
  • направлять работодателям Представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения.

Тема 0. Основные положения трудового права Тема 1. Правовое обеспечение охраны труда

  • 1.1. Основные положения законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда
  • 1.2.

    Внимание

    Государственные нормативные требования по охране труда и ответственность за их несоблюдение

  • 1.3. Охрана труда женщин и работников в возрасте до 18 лет
  • 1.4.

Источник: http://vip-real-estate.ru/2018/05/04/kak-rabotodatel-dolzhen-otreagirovat-na-predstavlenie-ob-ustranenii-vyyavlennyh-narushenij/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.